О нас | Поиск по сайту | Сообщение

В Коране сообщается, что человек создан слабым по природе. Как нам следует понимать это?

Человек является существом, имеющим слабости. Коран своим аятом сообщает нам эту истину «ибо человек создан слабым по природе» (Сура Женщины, аят 28). Данная слабость начинает проявляться с первых же мгновений появления человека на свет. Для  детенышей других живых существ достаточно лишь незначительное время для полной адаптации к жизненным условиям и для приобретения состояния, в котором они могут самостоятельно продолжить свое существование. А младенцу человека необходимо целых два года для того, чтобы он научился ходить. Ему требуется около 15-20 лет для того, чтобы он достиг умственной зрелости и начал отличать полезное  от вредного. Он вынужден продолжать познавать жизненные законы на протяжении всей своей жизни.

Кроме того, человек является очень уязвимым существом. Он не может переносить ни тепло, ни холод свыше установленной нормы. Он не способен переносить долгое время ни голод, ни жажду. Даже маленький микроб способен побороть его. Комета далеко в космосе наводит на него страх. Он способен печалиться думая о прошлом. Он начинает беспокоиться думая о будущем. Его желания доходят до вечности.

Кроме того у человека имеются свои так называемые «человеческие слабости». Эти слабости исходят от нашего характера и особенностей. Вот некоторые из них:

  1. Забывчивость

Человек подвержен забывчивости. В жизни каждого человека можно найти много примеров забывчивости. Первый человек Адам тоже поддался этой забывчивости, что сообщается в следующем аяте «Прежде Мы взяли в том завет от Адама, но он забыл [об этом]......» (Сура Та Ха, аят 115)

Адаму было приказано не приближаться к запретному дереву. Но по наущению шайтана они приблизились к этому дереву и изведали его плода. И в результате они были отправлены на землю. (Сура Корова, аят 35-37).

Данная особенность Адама присутствует и у нас - его потомков. А самое большое забвение это когда человек забывает себя и почему он был сотворен. Это называется беспечностью. Всевышний Создатель посредством некоторых бед пробуждает человека от этой беспечности и побуждает его задуматься о том, почему он был создан. Однако и тогда многие люди продолжают находится в забвении. В Коране данное обстоятельство сообщается следующим образом:

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя.» (Сура Йунус, аят 12)

  1. Жадность и скупость

Еще одна слабость, присущая человеку это слабость по отношению к материальным богатствам. В Коране об этом говориться: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его постигнет беда, скупым, когда ему достанется добро....» (Сура Ступени, аяты 19-21)

Следующий хадис напоминает нам о нашей данной слабости - «Если бы заимел человек целую долину, полную золота, то пожелал бы иметь еще одну такую же долину полную золота» (Муслим, Закят, 117). Даже у младенцев можно видеть данную склонность. Очень сложно что-то отнять у него, однако он сразу же хватается  за предлагаемое ему.

  1.  Расторопность

Человек является расторопным созданием. Он желает моментально получать результаты. Он стремиться вкусить наслаждения потустороннего мира уже при этой жизни. В Суре Корова в аяте 200 говориться «Господи наш! Даруй нам в этой жизни!" Нет им доли в жизни будущей».

Хотя данная жизнь требует от человека проявление терпеливости и стойкости. Истинным является счастье не в текущей, а в вечной жизни. Бессмысленно обменивать   алмазы вечной жизни на стеклянные камешки этого мира. Ведь по сравнению с вечной  жизнью наша короткая жизнь в этом мире всего лишь мгновение. Однако из-за неосведомленности человека о вечной жизни он пытается направить все свои усилия только к жизни в этом мире. Он пытается получить все наслаждения в этой жизни говоря «Жизнь состоит только из жизни в этом мире». Тем самым он становиться подобным описанию в Коране «человек тороплив [по природе]» (Сура Перенес Ночью, аят 11).

  1. Стремление к похвале

Почти каждый человек любит похвалу. Он любит то, что он сам сделал, и ему нравится это. Однако в том, чем он хвалится, его личный вклад ничтожно мал. Например, он гордится красотой своего голоса. Хотя известно что, если бы сам Аллах не одарил бы его таким голосом, он ничего не смог бы с этим поделать.

Священный Коран делает нам следующее напоминание по этому поводу:

«Не думай, что спасутся от адского огня те, которые радуются своим деяниям и любят похвалы за то, что они не совершали вовсе. Уготовано им мучительное наказание!» (Сура Семейство Имрана, 188)

В аяте порицаются две вещи:

1.      радоваться похвале за свои деяния

2.      радоваться похвале за то, что не было совершено человеком вовсе

Ведь человек был создан не для самовосхваления, а для выражения благодарности к Аллаху.

 

  1. Уклонение от службы

В природе человека есть стремление получать вознаграждение, при этом уклоняясь от службы. Когда необходимо выполнить какое-то задание, каждый старается уклониться от него. Однако когда наступает время получения вознаграждений и наград, каждый стремиться к их получению.

Упоминаемое в Коране следующее событие является хорошим примером тому:

Однажды Пророк (меиб) вместе со своими 1400 сподвижниками направился в поход в Мекку с целью совершения умры. В то время Мекка находилась под управлением  многобожников. Опасаясь того, что это может привести к столкновению с ними, некоторые арабы-кочевники не выступили в поход по выдуманным незначительным причинам. Однако, те же самые люди при выходе в поход Хайбер захотят принять участие в нем, с целью обретения богатой добычи, ожидаемой от него. Однако Всевышний Аллах запретит им участвовать в этом походе. (Сура Победа, аяты 11-15)

 

  1. Увертливость

Те, кто не могут вершить положительные дела, утешают себя некоторыми оговорками. Они не хотят придавать это своим недостаткам. Для примера можно привести оговорки  тех арабов-кочевников, которые отклонились от участия в походе Худайбия: «"Нас удержали [от похода] наше имущество и наши семьи. Посему проси прощения для нас [у Аллаха]". У них на устах — то, чего нет в их сердцах....» (Сура Победа, аят 11)

Есть поговорка гласящая - «У вины никогда не находится владелец». Хотя «не видеть своей вины, является еще большей виной по сравнению с ней» (Нурси, книга Лучи, стр. 84). Только признающий свою вину пытается избавиться от нее.

Подобно приведенным выше, у человека есть еще целый ряд других слабостей. Эти слабости на самом же деле являются важным фундаментом в духовном развитии человека. Так как у ангелов нет таких слабостей, у них нет необходимости в борьбе. В отсутствии борьбы, духовное развитие не может иметь место.

Важная тайна того, что человеку приписывается превосходство над ангелами заложена в этих слабостях человека. Конечно же, человеку, являющемуся по своей природе скупым, нелегко преодолеть свое эго и проявить щедрость. Человеку, склонному восхвалять себя не является легким делом сказать «Вся хвала и любовь принадлежат Аллаху. Все прекрасное исходит от Него».

Эти слабости не являются непреодолимыми так как «Аллах не возлагает ни на кого больше чем он в состоянии перенести» (Сура Корова, аят 286).

Количество просмотров: 8948

Профессор доктор Башар Алаутдин

Islam Voprosi